В феврале Илон Маск выступил на Мировом правительственном саммите в Дубае и уже тогда рассказал подробности своей затеи проложить многоуровневые туннели под мегаполисами. Кроме того, он объяснил, почему становиться Илонами Масками — плохая идея, и сколько миллионов лет понадобится инопланетянам, чтобы заселить Галактику. Мы выбрали самое интересное из этой беседы.
О контакте с инопланетянами
Если существуют супер-разумные инопланетяне, вполне вероятно, что они за нами уже наблюдают. Но мы недостаточно разумны, чтоб это понять. Я могу провести некоторые предварительные подсчёты: продвинутая инопланетная цивилизация, которая заинтересована в заселении Галактики, даже без превышения скорости света, даже если она движется со скоростью в 10% или 20% от скорости света, смогла бы заселить всю Галактику, скажем, за 10 миллионов лет. Максимум за 20. Это ничто в масштабах всего проекта.
О желании умереть на Марсе
Я не заявляю, что хотел бы умереть на Марсе. Но мы же все когда-нибудь умрём. И если бы можно было выбрать место смерти, тогда почему бы не на Марсе? Ну и если это все-таки произойдет, то я не хочу, чтоб это случилось при столкновении.
О туннеле под Вашингтоном и Лос-Анджелесом
Я считаю, что решением перенаселённости городов может стать сеть подземных туннелей. Я не имею в виду простые туннели с двумя направлениями. Я говорю о тех туннелях, которые имеют много уровней в глубину. Самые глубокие шахты выше, чем самые высокие здания. Вы можете создать туннели с 20, 30, 40 и даже 50 уровнями — ровно столько, сколько пожелаете. Таким образом можно будет справиться с загруженностью любого города мира.
Проблема в том, как построить туннели быстро и дешево и сделать их безопасными. Если это удастся, туннели избавят нас от проблем с заторами в больших городах. Именно поэтому я считаю это важной технологией.
О новой технологии, которая потрясёт мир
Последнее слово в технологии на данный момент – это автономные машины, машины с полным самоуправлением. Они придут на дороги гораздо раньше, чем люди думают.
Но проблема в том, что работа многих людей как раз заключается в вождении машины. Нам нужно будет разобраться с тем, что эти люди будут делать, ведь это переход на самоуправляемые автомобили случится очень неожиданно и быстро.
Думаю, мне нужно рассказать, что я подразумеваю под словом «быстро». На данный момент в мире около двух миллиардов автомобилей, и эта цифра приближается почти к 2,5 млрд машин и грузовиков. Общая производительность нового машиностроения на данный момент составляет 100 млн. Это правильно, потому как средняя продолжительность работы автомобиля составляет 20-25 лет.
Наше видение полной автономии — это не массовый переворот в сфере автомобилестроения, поскольку потребуется много времени, чтобы создать достаточное количество машин для проведения революции в трудоустройстве. Этот переворот случится лет через 20. Но тем не менее, 20 лет — короткий период, для того чтобы 12-15% людей остались без работы.
Три совета правительству для подготовки к будущему
Первое, что я бы хотел посоветовать, — обратить внимание на развитие искусственного интеллекта. Нам нужно быть очень осторожными с тем, как мы используем ИИ, и убедиться, что исследователи контролируют то, что они делают. Потому что иногда ученые настолько увлечены, что могут даже не осознавать последствия созданного. Поэтому ради безопасности всего общества правительство должно внимательно наблюдать за развитием искусственного интеллекта и убедиться, что это не представляет угрозы обществу.
Второе: нам нужно подумать о транспорте в целом. И если это станет движением в сторону электромобилей как к стабильному транспорту, это будет критически важным по многим причинам. Но произойдёт это не раньше, чем на дороги выйдут самоуправляемые машины.
Скорее всего, переход на электромобили осуществится через 30 или 40 лет. Принимая это во внимание, спрос на электромобили вырастет значительно. На данный момент около 1/3 общего потребления энергии в мире составляет электричество, 1/3 — транспорт, 1/3 — отопление. Но со временем количество потребляемой электроэнергии утроится. Поэтому сейчас очень важно задуматься над тем, как мы будем производить много электроэнергии.
Но что же делать с массовой безработицей? Это станет глобальной проблемой всего общества. Я думаю, что выходом может стать что-то вроде общего всемирного дохода. Я не вижу другого выхода.
Всемирный базовый капитал станет просто необходимостью. Производство товаров будет необычайно высоким. И с автоматизацией производство только увеличится. Практически всё подешевеет.
Но гораздо большей проблемой для людей станет собственная значимость. Большинство видят свою значимость в работе. Если вы не чувствуете себя нужным, если в вашем труде нет потребности, тогда в чём смысл? Это более сложная проблема, над которой придётся работать.
На самом же деле я считаю, что есть возможный способ: нужно собрать ученых, которые будут заниматься слиянием биологического и машинного разума. В некоторой степени, мы уже киборги. Только подумайте о цифровых устройствах, которые у вас имеются, о вашем телефоне, компьютере и приложениях, которые вы используете. Вы можете задать вопрос и мгновенно можете получить ответ из Google. Это значит, что у нас уже есть цифровой третичный слой. (Первичный — лимбическая система, или животный мозг, вторичный — кора головного мозга, «планирующая» часть, и третий слой — цифровая среда).
Я полагаю, что со временем мы увидим более глубокое слияние биологического разума с цифровым. Всё дело, в основном, в трафике, в скорости связи между мозгом и вашим цифровым расширением. В частности, в пропускной способности, в случае если что-то пойдёт не так. Ведь ранее мы использовали клавиатуры, а сейчас мы вводим практически всю информацию на телефон при помощи больших пальцев. Но это очень медленно.
Компьютер может обмениваться информацией со скоростью триллион бит в секунду. Но ваши большие пальцы могут передать всего 10 или максимум 100 бит в секунду, при условии что вы делаете это очень интенсивно. Поэтому я считаю, что высокоскоростной интерфейс для мозга поможет добиться симбиоза между машинным и человеческим интеллектом. И, возможно, разрешит проблему с контролем и пользой.
О том, как ему в голову приходят безумные космические идеи
Когда я задумываюсь над тем, какое технологическое решение необходимо для достижения определённой цели, я стараюсь в том направлении достичь максимального прогресса. В случае с космическими полётами критическим прорывом, который был просто необходим, стали скоростные ракеты с возможностью их повторного использования — такие, какими мы создаём самолёты.
Только представьте: если бы самолёты были одноразовыми, практически никто бы не летал. Вы можете купить, скажем, Боинг 747 за 250 миллионов долларов или даже 300 миллионов долларов, и вам понадобится их два для полёта туда и обратно. Но никто не станет платить миллионы долларов за билет. Учитывая, что мы можем использовать самолёт десятки тысяч раз, путешествие по небу становится гораздо доступнее. То же самое и с ракетами. Поэтому наши ракеты стоят приблизительно 60 миллионов долларов. Следовательно, если ракета может быть использована всего раз, то её капитальная стоимость составляет 60 миллионов долларов. Но если ракета может быть использована тысячу раз, то её капитальная стоимость составит 60 тысяч долларов. Если вы можете взять большое количество людей, тогда полёт в космос по цене можно будет приравнять с полётом на самолёте.
Это особенно важно. Гравитация Земли достаточно глубока, у Земли очень высокое притяжение. Сложность в создании ракет многоразового использования гораздо выше, чем сложность в создании самолётов. Именно по этой причине на данный момент не было создано ракеты, которую можно было бы использовать повторно полностью. Но если использовать передовые материалы, передовую технику, и сделать всё правильно, я уверен, что можно будет это решить. Если бы притяжение Земли было хотя бы на 10% сильнее, это было бы невозможно.
О выборе команды
Когда я собеседую соискателя, главный вопрос у меня всегда один и тот же. «Опишите мне вашу жизнь. Расскажите о ваших долгосрочных решениях, и почему вы их приняли. Расскажите о самых сложных ситуациях, из которых вы вышли, и как». Я считаю, что этот вопрос крайне важен. Люди, которые решили какие-либо проблемы, действительно знают, как это сделали, до малейших подробностей. А тот, кто только делает вид, что решал, начинает рассказывать, доходит до первого уровня и потом застревает.
Совет для тех, кто хочет быть, как Илон Маск
Я думаю, что вам не стоит быть мной. Это звучит лучше, чем есть на самом деле. Быть мной не так уж и интересно. Это, может быть, даже хуже. Я даже не уверен, что хочу быть собой.
В том смысле, что если вы хотите добиться прогресса в бизнесе, нужно заниматься физикой. Ближайшее будущее – за ней. Я бы рекомендовал изучение мыслительного процесса, связанного с этой дисциплиной. Я не имею в виду уравнения. Но сам процесс мышления в физике – это основа для того, чтоб понимать нелогичные вещи.
Всегда придерживайтесь той позиции, что вы в некоторой степени ошибаетесь. Ваша цель – меньше ошибаться со временем.
Одна из самых распространённых ошибок, которую допускает человечество (и я тоже этим грешу), это принятие желаемого за действительное. Это та ловушка, в которую очень сложно не попасть. Как я уже сказал, у меня есть с этим проблемы. Но важно научиться понимать, что ваш голос может ошибаться, а ваша цель – ошибаться меньше. Добивайтесь критичных отзывов, в особенности от ваших друзей. Потому что если кто-то вас любит, он желает вам только наилучшего и не станет говорить плохие вещи.
Источник: https://rb.ru/story/elon-musk-interview/